М. Милявский, О. Любочко
В предыдущей статье мы затронули проблему повышения эффективности работы кинологических служб и предложили уделять больше внимания системе допризывной подготовке юношей-, девушек-кинологов,развитие которой для кинологических служб страны облегчит задачу комплектования подготовленными кинологами и собаками. Однако этот проект не может быть реализован самостоятельно, вне общей концепции развития служебного собаководства.
По нашему мнению, обязательным в этой концепции является взаимосвязанность трех основных составляющих:
- потребность организаций, использующих служебных собак в своей деятельности, в подготовленных профессиональных кинологах с собственными рабочими собаками;
- регламентация деятельности клубов служебного собаководства в подготовке кинологов, дрессировке собак по всем видам служб;
- наличие единого для клубов служебного собаководства планирующего и координирующего центра по вопросам кинологии.
Потребность организаций, связанных с использованием собак, в комплектовании подготовленными кинологами с личными собаками очевидна. Бесспорно и то, что кадровая политика большинства кинологических служб направлена на привлечение к кинологической деятельности подготовленных специалистов. Однако кадровые вопросы кинологическими службами решаются практически самостоятельно, без широкой опоры на клубы служебного собаководства. Да и популяризация кинологической деятельности осуществляется на недостаточном уровне. Не совсем представляется ясным, организации нуждаются в подготовленных кинологах с личными собаками или в кинологах для работы с имеющимися у них собаками или же в подготовке и кинологов, и собак. В целом, для клубов служебного собаководства кинологическими службами должны быть сформулированы направления и задачи работы с молодыми кинологами,требования к племенной работе, различный набор рекомендаций и порядок взаимодействия. Говоря более кратко, между кинологическими службами и клубами необходимо установить систему подчиненности.
В деятельности кинологических клубов, в первую очередь, необходимо провести четкое размежевание между любительскими клубами,занимающимися собаками не служебных пород, и клубами служебного собаководства. Следует предположить, что это деление не будет означать запрет на разведение служебных пород собак для любительских клубов. Хотя вполне очевидно, что это деление затронет статус, возможности клубов,требования, предъявляемые к ним относительно племенной работы,подготовки молодых кинологов и другие вопросы. Например, мы предполагаем, что клубы служебного собаководства,выполняя государственный заказ, должны получить некоторые преференции. Конечно,и требования к этим клубам должны быть значительны выше, чем к любительским. Поэтому клубы как общественные организации должны сами определиться в перспективах дальнейшей своей деятельности. Главное заключается в том, что такое разделение клубов позволит освободить служебное собаководство от непрофессионального или так называемого«шоу-» подхода к нему.
Сегодня большинство любительских клубов в основу разведения служебных собак закладывают экстерьерные оценки, где приоритетом является внешний вид собаки, зачастую без учета ее рабочих качеств, а иногда и вопреки отклонениям в нервно-психическом статусе собаки.Подтверждением приоритета экстерьерных оценок может служить хотя бы тот факт, что большинство мероприятий, проводимыми клубами, являются выставки. При этом рабочие качества у собак проверяются только на моно породных выставках, которые проводятся не так уж часто по сравнению с другими. Другие виды кинологической деятельности, такие как спорт(многоборье, аджилити), дрессировка розыск, …..практически не развиваются.
В клубах же служебного собаководства предпочтение должно отдаваться рабочим качествам собаки без ущерба к ее экстерьеру. Это потребует пересмотреть подходы к оценочной системе собак служебных пород, а возможно и повысить требования к племенной работе. Как вариант,механизмом отбора лучших собак могут являться смотры-соревнования, входе которых каждая собака будет дифференцированно оцениваться по рабочим качествам и экстерьеру. При этом оцениваться будет и уровень подготовки дрессировщика.
Возвращаясь к подготовке кинологов, особенно из числа молодежи,необходимо отметить, что она должна стать вторым ключевым направлением деятельности клубов служебного собаководства. Для них обязательным условием должно быть:
- организация дрессировки собак и обучение их владельцев различным видам служб;
- развитие всех видов кинологического спорта, организация и проведение кинологических и массовых мероприятий, направленных на повышение результативности работы с служебными породами;
- воспитание ответственного и гуманного отношения к своим питомцам;
- осуществление общеобразовательной кинологической деятельности среди населения.
При этом воспитательная и образовательная функции служебного собаководства должны охватить период от момента, когда человек пожелал взять щенка до его становления как кинолога. Руководство клубов, зная потенциальные возможности и личные характеристики своих членов, сможет предлагать кинологическим службам своих людей для дальнейшей их работы или воинской службы.
Более того, в этих клубах программа подготовки кинологов и собак должна быть направлена не только на обеспечение комплектования
кинологических служб страны, но и на возможность участия белорусских кинологов в спасательных и гуманитарных операциях, проводимых по линии Международного Красного Креста, ОБСЕ и ООН.
Безусловно,клубамслужебногособаководствапредстоитподдерживать взаимодействие:
- с организациями, заинтересованными в кинологах и их собаках, по вопросам выработки единых стандартов подготовки, комплектования кинологами и другим;
- с местными органами управления по вопросам оказания помощи в популяризации служебного собаководства во всех регионах республики;
- с министерством спорта и туризма по вопросам организации и проведения соревнований, в т. и международных, включения кинологического спорта в единую классификацию, а также по созданию единой судейской кинологической федерации;
- с министерством образования и молодежными организациями по вопросам воспитательной деятельности среди молодежи;
- с военными комиссариатами по вопросам допризывной подготовки юношей и девушек;
- с органами жилищно-коммунального хозяйства по вопросам организации и благоустройства дрессировочных площадок и мест выгула собак;
- с государственной ветеринарной службой по вопросам эпидемиологии и лечения.
В такой схеме деятельности клубов служебного собаководства возникает необходимость в создании координирующего и контролирующего деятельность клубов центра. Таким центром в советские годы являлся ДОСААФ, который успешно справлялся с данными задачами. На сегодняшний день, мы не знаем возможностей и перспектив развития ДОСААФ, поэтому роль планирующего и координирующего центра может быть возложена и на другую структуру.
Несомненно, реализация данного проекта не возможна без государственной поддержки. Тем не менее, только общими усилиями, на всех уровнях государственного и общественного управления мы сможем создать такой уровень служебного собаководства, который бы являлся гордостью и национальным достоянием государства и служил бы примером для других стран.
Очевидным является и то, что в предложенной модели развития служебного собаководства имеются ряд вопросов, не освещенных авторами.Поэтому будем благодарны всем кто примет участие в обсуждении данной тематики.